Зачастую, утрата товарной стоимости владельцами автотранспортных средств воспринимается не совсем верно. Большинство автолюбителей полагает, что она наступает в результате повреждения автомобиля из-за дорожно-транспортного происшествия, однако это не совсем так.
Согласно методическому руководству для судебных экспертов понятие «Утрата товарной стоимости» имеет иной смысл.
Утрата товарной стоимости (УТС) обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению определённых видов повреждений транспорта, сопровождается объективно необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние ТС (и соответственно его цену) объективно невозможно. Вследствие этих работ владельцу машины будут нанесены производные убытки в виде реального материального ущерба.
Согласно данной формулировке, утрата товарной стоимости может возникнуть как из-за ДТП, так и без него.
При порче транспортного средства происходит повреждение лакокрасочного покрытия, съемных и несъемных элементов конструкции автомобиля.
Порча лакокрасочного покрытия может произойти как вследствие ДТП, так и при стихийных бедствиях (град) или в результате хулиганских действий. Для его восстановления необходимо либо полная, либо частичная окраска детали. Несмотря на то, что в современных условиях эта процедура осуществляется с помощью компьютерного подбора и сразу после восстановительных работ отличить цвет вновь окрашенной детали от заводской краски практически невозможно, следует учитывать, что они имеют различную компонентную структуру. Лакокрасочное покрытие автомобиля подвергалось воздействию моющих средств и атмосферному воздействию, а вновь нанесенное покрытие – нет. В результате выцветание будет происходить с разной интенсивностью, что приведет к возникновению дефекта – разнотону.
Поломки могут проявляться в виде деформации элементов конструкции автомобиля или разрушения конструкционных материалов, из которых они состоят. Вследствие деформации или разрушения детали происходит изменение структуры материала, что приводит к снижению антикоррозионных свойств и ослаблению конструкции.
УТС при порче лакокрасочного покрытия или поломке элементов конструкции транспортного средства учитывает снижение цены автомобиля в результате ухудшения его характеристик.