Независимая автоэкспертиза в рамках ОСАГО это – Независимая Техническая Экспертиза Транспортных Средств, порядок ее проведения определен Постановлением правительства РФ №238 от 24.04.2003г.
Независимая автоэкспертиза в рамках ОСАГО проводиться для определения следующих обстоятельств, влияющих на выплату страхового возмещения при ОСАГО:
- наличие и характер технических повреждений транспортного средства;
- причины возникновения технических повреждений транспортного средства;
- технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства – что является оценкой, но в обиходе тоже называется независимой автоэкспертизой.
В соответствии с пунктом 15, указанного ПП №238 от 24.04.2003г., независимая автоэкспертиза в рамках ОСАГО «…должна проводиться в соответствии с нормативными, методическими и другими документами, утверждаемыми в установленном порядке».
Одним из указанных документов, определяющим методологию проведения всего процесса исследования транспортного средства (далее по тексту ТС), является Методические рекомендации по проведению независимой технической экспертизы транспортного средства при ОСАГО (N 001МР/СЭ).
То есть, с точки зрения закона об ОСАГО, независимая автоэкспертиза в его рамках, должна проводиться в соответствии с ПП №238 от 24.04.2003г. и МР при ОСАГО №001МР/СЭ.
Однако в рамках ОСАГО может проводиться и оценка стоимости ремонта транспортного средства, которая не подчиняется указанному выше ПП №238 от 24.04.2003г. Проведение оценкив рамках ОСАГО определено п.2, ст.12 закона об ОСАГО №40-ФЗ, а именно «…осмотра и (или) организации независимой экспертизы (оценки) в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков». Проведение оценки стоимости ремонта ТС подчиняется требованиям Федерального закона об оценочной деятельности от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ и Федеральных стандартов оценки ФСО №1, ФСО №2, ФСО №3.
В случае проведения оценки, методология процесса проведения исследования, а также перечень используемых методик и правил, выбирается оценщиком самостоятельно и не регламентируется законом об ОСАГО и законом об оценочной деятельности. Однако, по практике, оценку подобного рода проводят оценщики в соответствии с указанными выше методическими рекомендациями №001/МР/СЭ или в соответствии с Методическим руководством для судебных экспертов "Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки".
Таким образом, в рамках независимой автоэкспертизы при ОСАГО могут проводиться разные по подходам исследования и подготавливаться два разных по форме документа.
В случае проведения автоэкспертизы (независимой технической экспертизы ТС) в рамках Постановления правительства №238 от 24.04.2003г. подготавливается ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ, что определено п.18 указанного ПП, а в случае проведения независимой автоэкспертизы (оценки) в рамках ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998г. подготавливается ОТЧЕТ, что определено статьей 11 указанного закона.
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ по своему содержанию и задачам имеет более широкие цели, чем отчет. Так, экспертное заключение отвечает на следующие вопросы: « наличие и характер технических повреждений транспортного средства;причины возникновения технических повреждений транспортного средства;технология, объем и стоимость ремонта транспортного средства». То есть, определяет соответствие заявленного механизма ДТП, характеру и механизму повреждений на ТС, а также определяет стоимость вреда, причиненного имуществу.
ОТЧЕТ по своему содержанию и задачам отвечает только на вопросы связанные с определением различных видов стоимостей и в его рамках не проводиться исследование характера и механизма обстоятельств ДТП. Отчеты могут иметь различные названия, но в рамках ОСАГО определяют одно, размер (стоимость) вреда (ущерба), причиненный имуществу пострадавшего.
Независимая автоэкспертиза в рамках ОСАГО с точки зрения ПП РФ №238 от 24.04.2003г. проводиться с целью установления наличия и характера технических повреждений ТС, причин возникновения технических повреждений ТС, технологий, объемов и стоимости ремонта ТС и по ее итогам подготавливается заключение эксперта.
Данная автоэкспертиза организуется и проводится в отношении ТС потерпевшего или страхователя и имеет следующие этапы:
1. Назначение автоэкспертизы
2. Проведение автоэкспертизы
3. Результат автоэкспертизы и выдача документов
Пункт 1 .Автоэкспертиза назначается (организуется) страховщиком в соответствии с пунктом 3 статьи 12 ФЗ об ОСАГО, а в случаях, указанных в пункте 4 статьи 12 этого Федерального закона, – потерпевшим.
Пункт 2. Автоэкспертиза проводиться экспертом-техником (физическим лицом, прошедшим профессиональную аттестацию и внесенным в государственный реестр экспертов-техников) или экспертной организацией (юридическим лицом, имеющем в своем штате не менее одного эксперта-техника, для которого эта организация является основным местом работы, а проведение экспертизы является одним из видов деятельности, предусмотренных в учредительных документах указанной организации).
После получения направления на независимую автоэкспертизу, потерпевший обращается к эксперту-технику или в экспертную организацию и определяется с местом и временем проведения осмотра. Если автомобиль после ДТП не работоспособен, то эксперт-техник выезжает на место хранения ТС и там проводит осмотр и составление Акта осмотра. В остальных случаях, потерпевший приезжает на поврежденном автомобиле по адресу нахождения независимой автоэкспертизы.
Независимая автоэкспертиза проводится органолептическим или инструментальным методом и включает в себя следующие этапы:
- идентификация транспортного средства, проверка результатов идентификации на соответствие данным регистрационных документов;
- установление наличия и характера технических повреждений ТС;
- установление причин возникновения технических повреждений ТС;
- установление номенклатуры повреждений, обусловленных страховым случаем;
- определение технологии, методов и объема (трудоемкости) ремонта (устранения) повреждений ТС потерпевшего, обусловленных страховым случаем;
- определение стоимости ремонта (устранения) повреждений ТС потерпевшего, обусловленных страховым случаем.
Органолептические методы основаны на ощущениях эксперта-техника об объекте экспертизы, которые выявляются и оцениваются с помощью органов чувств. При проведении независимой автоэкспертизы основным органолептическим методом является метод осмотра объекта экспертизы с использованием различных приспособлений.
В случае, если органолептические методы не позволяют однозначно ответить на поставленные вопросы, к проведению независимой автоэкспертизы могут быть привлечены специализированные технические центры, испытательные лаборатории, специальные научные центры и другие организации, имеющие возможность проведения специальных экспертных исследований инструментальными методами.
Так должно быть, и может происходить, однако в большинстве случаев не так идеально. В большинстве случаев ТС осматривается каким-нибудь специалистом экспертной организации, совсем не экспертом-техником, который с умным видом ходит вокруг ТС, прикладывает линейку и фотографирует и при этом не ставит задачу полного и объективного определения объема, причиненных повреждений.
Результатом осмотра является составление Акта осмотра, который составляется на месте осмотра или в офисе, но ОБЯЗАТЕЛЬНО в присутствии собственника (доверенного лица) ТС и других заинтересованных лиц.
Пункт 3. Проведение автоэкспертизы (осмотра и пр.) завершается составлением ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, оформляемого в письменной форме.
Экспертное заключение, выполненное экспертной организацией, подписывается собственноручно экспертом-техником, непосредственно выполнявшим экспертизу, утверждается руководителем этой организации и удостоверяется ее печатью.
Экспертное заключение, выполненное экспертом-техником, подписывается им и заверяется его личной печатью.
В настоящем экспертном заключение должны быть указаны следующие ключевые моменты:
- полное наименование, организационно-правовая форма, место нахождения экспертной организации, ФИО, должность и государственный реестровый номер эксперта-техника, которому руководителем этой организации было поручено проведение экспертизы, либо ФИО, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, государственный реестровый номер эксперта-техника (в случае если договор на проведение экспертизы был заключен непосредственно с экспертом-техником);
- дата составления и порядковый номер экспертного заключения;
- основание для проведения экспертизы;
- полное фирменное наименование и место нахождения страховщика;
- ФИО, данные документа, удостоверяющего личность потерпевшего – физического лица, или полное наименование и место нахождения потерпевшего – юридического лица;
- перечень и точное описание объектов, представленных страховщиком (потерпевшим) для исследования и оценки в ходе независимой автоэкспертизы;
- нормативное, методическое и другое обеспечение, использованное при проведении независимой автоэкспертизы;
- сведения о документах, в том числе о страховом полисе ОСАГО, рассмотренных в процессе экспертизы;
- описание проведенных исследований (осмотров, измерений, анализов, расчетов и др.);
- обоснование результатов экспертизы, а также ограничения и пределы применения полученных результатов;
- выводы по каждому из поставленных вопросов.
Выводы независимой автоэкспертизы должны быть понятны и не должны содержать формулировки, допускающие неоднозначное толкование.
Экспертное заключение прошивается (с указанием количества сшитых страниц) и передается страховщику (потерпевшему) под расписку или направляется по почте с уведомлением о вручении.
Таким образом, настоящее экспертное заключение, подготовленное в рамках ПП №238 от 24.04.2003г. должно состоять из множества листов, пронумерованных и сшитых вместе, содержать всю информацию, необходимую для понимания итоговых результатов и порядка проведения независимой автоэкспертизы, то есть, должно быть впечатляющим документом, вызывающим доверие и уважение.
Но как правило, экспертное заключение, подготовленное по заявке страховой компании состоит из нескольких страниц, по форме и содержанию не отвечающее ПП №238 от 24.04.2003г. То есть, является бумажкой, содержащей общую информацию, расчет стоимости восстановительного ремонта и не позволяющей определить ход расчетов, выбор расчетных данных и порядок проведения исследования.
Независимая автоэкспертиза в рамках ОСАГО с точки зрения ФЗ №135-ФЗ от 29.07.1998г. проводиться с целью определения технологий, объемов и стоимости ремонта ТС и по ее итогам подготавливается ОТЧЕТ, то есть, проводиться оценка стоимости восстановительного ремонта.
Данная независимая автоэкспертиза (оценка) организуется и проводится в отношении ТС потерпевшего и имеет следующие этапы:
1. Назначение автоэкспертизы (оценки);
2. Проведение автоэкспертизы (оценки);
3. Результат автоэкспертизы и выдача документов;
Пункт 1. Независимая автоэкспертиза (оценка), в данном случае назначается как правило потерпевшим, так как, страховщик машину уже осмотрел и заплатил смешные деньги. Организация экспертизы проводиться на условиях, удобных заказчику.
Пункт 2. Независимая автоэкспертиза (оценка) проводиться юридическим лицом, имеющим в штате не менее двух оценщиков, являющихся членами саморегулируемой организации оценщиковили лицом, самостоятельно занимающимся частной практикой по оценочной деятельности и являющимся членом саморегулируемой организации оценщиков и застраховавшим свою оценочную деятельность. То есть, в данном случае независимая автоэкспертиза проводиться оценщиками.
После определения оценочной организации, потерпевший с ними определяется о месте и времени проведения осмотра. Если автомобиль после ДТП не работоспособен, то оценщик выезжает на место хранения ТС и там проводит осмотр и составление Акта осмотра. В остальных случаях, потерпевший приезжает на поврежденном автомобиле по адресу нахождения независимойавтоэкспертизы (оценки).
Независимая автоэкспертиза проводится органолептическим или инструментальным методом и включает в себя следующие этапы:
- идентификация транспортного средства, проверка результатов идентификации на соответствие данным регистрационных документов;
- установление номенклатуры повреждений, обусловленных страховым случаем;
- определение технологии, методов и объема (трудоемкости) ремонта (устранения) повреждений ТС потерпевшего, обусловленных страховым случаем;
- определение стоимости ремонта (устранения) повреждений ТС потерпевшего, обусловленных страховым случаем.
Органолептические методы основаны на ощущениях оценщика об объекте оценки, которые выявляются и оцениваются с помощью органов чувств. При проведении независимой автоэкспертизы основным органолептическим методом является метод осмотра объекта оценки с использованием различных приспособлений.В случае, если органолептические методы не позволяют однозначно ответить на поставленные вопросы, к проведению оценки могут быть привлечены специализированные технические центры и другие организации, имеющие возможность проведения специальных экспертных исследований инструментальными методами.
В большинстве случаев, когда осмотр и последующее исследование, проводиться не предвзято, оценщик, заказанной организации, добросовестно проводит осмотр, по возможности с частичной разборкой авто и пытается максимально точно и емко определить объем, причиненных повреждений.
Результатом осмотра является составление Акта осмотра, который составляется на месте осмотра или в офисе, но ОБЯЗАТЕЛЬНО в присутствии собственника (доверенного лица) ТС и других заинтересованных лиц (если присутствовали).
Пункт 3. Проведение независимой автоэкспертизы (оценки) заканчивается составлением ОТЧЕТА об оценке рыночной стоимости восстановительного ремонта (или рыночной стоимости права требования на возмещение убытков).
Отчет должен быть пронумерован постранично, прошит (за исключением случаев составления отчета в форме электронного документа), подписан оценщиком или оценщиками, которые провели оценку, а также скреплен личной печатью оценщика или печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор.
Отчет об оценке не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются:
- дата составления и порядковый номер отчета;
- основание для проведения независимой автоэкспертизы(оценки) ;
- место нахождения оценщика и сведения о членстве оценщика в саморегулируемой организации оценщиков;
- точное описание объекта оценки, а в отношении объекта оценки, принадлежащего юридическому лицу, – реквизиты юридического лица и балансовая стоимость данного объекта оценки;
- стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта, перечень использованных при проведении оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки допущения;
- последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата;
- дата определения стоимости объекта оценки ( в случае ОСАГО дата ДТП);
- перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки.
Отчет может также содержать иные сведения, являющиеся, по мнению оценщика, существенно важными для полноты отражения примененного им метода расчета стоимости конкретного объекта оценки.
Таким образом, отчет, составленный независимым оценщиком, состоит из множества листов (обычно около 25-30), пронумерованных и сшитых вместе, содержит всю информацию, необходимую для понимания итоговых результатов и порядка проведения независимой автоэкспертизы (оценки). То есть, подготавливается впечатляющий документ, вызывающий доверие и уважение.